Проект реализуется при поддержке Грантов Мэра Москвы для социальноориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики г. Москвы
Организатор, ведущий специалист нашего Профи-отделения – учитель высшей категории Курьянова Ольга Яковлевна
Мы начали свою работу со старшими ребятами (18+) в 2005 году и методично продолжаем развивать это важное дело. До 2017 года наши ремесленные мастерские для старших ребят представляли собой работу 2х педагогов и нескольких молодых людей и назывались Профи-отделение, до сих пор мы ласково называем их “профики”. До 2017 года ребята продолжали ходить в школу, им был выделен отдельный класс, но этого оказалось мало. Количество учащихся с каждым годом росло, стало очень сложно распределять время работы в мастерских, часто возникали проблемы с поиском свободного времени и места для работы ребят в мастерских. Благодаря поддержке Фонда Президентских грантов в 2017-2018 учебном году нам удалось реализовать проект “Мастерские “Мы здесь” закупить необходимое оборудование и организовать полноценную работу нескольких новых мастерских, мы привлекли еще трех педагогов и нескольких специалистов (которые занимаются с ребятами гимнастикой, музыкой, танцами, живописью).
В мастерских продолжают обучение выпускники нашей школы. Для наших молодых людей важна преемственность, чтобы они могли продолжать осваивать и развивать свои трудовые навыки и знания, приобретенные в процессе обучения в школе.
А также к нам приходят новые молодые люди с ментальной инвалидностью, которых мы принимаем без оценки их трудовых навыков и если требуется, развиваем необходимые умения с нуля. В ближайшей перспективе мы планируем увеличивать количество мастерских и, соответственно, принимать большее количество ребят (18+).
Сейчас наши мастерские ежедневно посещают 12 человек в возрасте от 18 до 42 лет и более 10 молодых людей регулярно приходят в гости (на праздники, концерты, дни рождения и т.п.) и периодически работают в мастерских.
Мы проводим множество интересных мероприятий для ребят, это и экскурсии, и прогулки, и традиционные праздничные встречи. Организация досуговой деятельности для ребят является неотъемлемой частью коррекционного процесса, т.к. позволяет им общаться друг с другом в свободной форме (здесь педагоги курируют их, но стараются делать это ненавязчиво). Это способствует их лучшей адаптации к социальным контактам, как следствие, они легче переносят общение с незнакомыми людьми. Регулярно, по пятницам мы организуем танцы, где ребята с удовольствием общаются друг с другом в неформальной обстановке. Они с интересом готовят творческие номера, выпекают угощения, делают подарки своими руками, любят встречать гостей (родителей, опекунов, бывших выпускников и друзей). Важными компонентами этих мероприятий является развитие социальных контактов, умений, опыта практической деятельности по самоорганизации.
Работа в мастерских построена по законам полноценного жизнеобеспечения (освоение навыков социально-бытового обслуживания, работа, терапевтические и социокультурные мероприятия, отдых) 5 дней в неделю с 10:00 до 17:00
Наши мастерские:
• ткацко-валяльная
• свечная мастерская
• декупаж
• арт-мастерская
• кулинария
• обслуживающий труд
Учащиеся поделены на две группы. Согласно расписанию они посещают по две мастерские в день. Трудовой процесс организован мастерами и учителями, в каждой мастерской одновременно работают не более 5 человек, потому у мастера есть возможность уделять каждому обучающемуся достаточное количество времени.
Продолжительность занятий в мастерских утром 2 часа, после обеда 1 час. В остальное время ребята занимаются гимнастикой, музыкой, рисуют и ставят театрализованные номера. Раз в неделю, по пятницам мы организуем совместное прослушивание музыки, чаепитие и танцы. В результате нашей работы молодые люди осваивают навыки трудовой деятельности в разных мастерских; обучаются навыкам самообслуживания (учатся мыть обувь, стирать, убирать, готовить простые блюда, гладить одежду, мыть посуду, накрывать на стол, ремонтировать одежду); занимаются актерским мастерством, развивают социальные аспекты жизни, психологическую составляющую, работают с эмоциональной сферой; на музыке они слушают и пробуют исполнять произведения вместе с педагогом, гимнастика способствует профилактике ухудшения физического состояния (что не редкость для наших ребят).
Наши главные достижения: за время работы профильных мастерских ребята освоили новые виды деятельности, их работа стала более качественной, появилась самостоятельность (некоторые виды работ они выполняют без привычной помощи педагога “рука в руку”). Они получили большой опыт и приобрели трудовые навыки, что поспособствовало возникновению внутреннего интереса к работе, теперь ребята стали сами выбирать вид деятельности (ежедневно по утрам и после обеда ребята решают в какой мастерской они хотят работать). Такой подход помогает им достичь еще большей самостоятельности и освоить новые операции.