Терапевтическая или лечебная эвритмия была разработана в 1921 году в Европе Р. Штайнером.
Цель терапии – помочь пациенту активировать его саморегуляцию и найти путь к своему здоровью.
Средствами лечебной эвритмии являются звуки речи и тона музыки, проявляющиеся в движении.
В речевой эвритмии согласные появляются как пластически подвижные формы, гласные как геометрические формы.
Существенную роль играют ритмы. Есть ритмы восходящие, бодрящие, есть нисходящие, успокаивающие. Используются стихотворные ритмы – ямб, хорей, амфибрахий, анапест и т.д.. Они могут вышагиваться или выполняться различным способом мячами или эвритмическими палочками, а также и другим образом.
На занятиях мы пользуемся пространственными формами – круг, прямая, пентаграмма и др.. Каждая из них имеет свое значение и влияние на организм пациента.
Метод: в ритмичном движении звук связан с процессами формирования и функциями органов. Движения реорганизованы таким образом, чтобы стимулировать внутренние силы организма для противодействия конкретной болезни.
Показания: терапевтическая эвритмия может быть использована для всех возрастных групп и почти во всех случаях хронических и острых заболеваний, в том числе в области лечебной педагогики. Занятия проходят по предписанию врача и после составления индивидуального плана терапии.
Упражнения могут быть адаптированы к состоянию пациента и выполняться даже сидя или лежа.
Длительность одного занятия от 20 до 60 минут. Курс рассчитан на 7 недель.
Регулярные занятия художественной эвритмией в классе способствуют общему телесному и душевному развитию ребенка. Лечебная эвритмия оказывает терапевтическое воздействие на целостный организм с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она назначается и проводится курсами для коррекции индивидуальных нарушений развития.
Искусство эвритмии отличается от других видов искусства движения тем, что оно строго ориентировано на формы образования звуков речи и музыкальных элементов. Каждый звук речи, каждый музыкальный тон или интервал в эвритмии имеют свой определенный образ и форму движения.
Эта прямая связь эвритмии с закономерностями речи и музыки, позволяет использовать ее в качестве терапевтического средства. В художественной эвритмии жесты звуков речи обращаются вовне, к зрителю и слушателю, в эвритмии лечебной они преобразовываются и направляются внутрь, воздействуя глубоко на организм человека. Форма лечебно-эвритмических жестов заимствуется из артистической эвритмии и метаморфизируется в специальные упражнения.
Кроме упражнений звуков речи используются различные ритмические упражнения. Применяются также специальные упражнения с медными палочками, упражнения с шарами…
Лечебная эвритмия, как терапевтическое средство, широко распространена в практике при различных заболеваниях, часто и охотно используется как гигиеническое средство для профилактики болезней.
В лечебно-педагогических учреждениях всего мира (особенно этот вид терапии распространен в Европейских странах) эвритмия имеет свой многолетний богатый положительный опыт применения.
Основными упражнениями лечебной эвритмии являются движения, соответствующие звукам речи, гласным и согласным. Всем телом совершаются жесты, соответствующие тем воздушным формам, которые возникают при произнесении того или иного звука.
Существуют определенные каноны выполнения движений. Например, движения гласных звуков даны в форме больших упражнений, в которых присутствует пятичастная структура. При исполнении задействуется все существо человека.
«…Эти пять фаз таковы:
Произнесение звука
Движение рук
Движение ног
Движение рук (повторение п.2)
Внутреннее слушание звука…»
«Из опыта работы в лечебной эвритии» Э.Бауман,
«Товарищество научных изданий КМК», Москва, 2013г., стр.29
Произнесенный звук во второй фазе переводят в эвритмическое движение. После каждого жеста руками возвращаются в состояние покоя. Эти паузы между движениями чрезвычайно важны. Подобное прерывание потока жестов в артистической эвритмии невозможно. Там звуки следуют одни за другим, человек подчиняется потоку жестов. В описанном упражнении лечебной эвритмии такой ритмический повтор дает возможность усилить телесно-геометрическую структуру жеста и активизировать силы «Я».
Затем производят так называемые «махи», проходящие через все жесты. Это дает возможность интенсифицировать раннее совершенные движения. Здесь уже пауз нет.
В 3 фазе выполнение звука сдвигается в область нижнего человека, т.е. в ноги. В лечебной педагогике это представляет немалую трудность, т.к. в ногах воспитанники в меньшей степени присутствуют своим сознанием. Здесь, в нижнем человеке, в большей степени сконцентрированы силы воли. Поэтому в своем непосредственном действии упражнение способно развить значительные лечебные силы, проникающие в органическую сферу.
5 фаза – внутреннее слушание, придает всему упражнению завершенность и внутреннюю цельность.
Для детей эти упражнения с гласными могут видоизменяться.
Большое значение в лечебной эвритмии придается согласным. Важно внимательно прислушиваться приходящему извне звуку. Уже это дает возможность подняться к объективным силам формирования. Согласные иллюстрируют нам многие аспекты их окраски. Это окрашивание их гласными (например, звук «Б-э» или «э-Ф»). Классификация их на спиранты, взрывные, дрожащие и волновые (т.е. процессы, ориентированные на подъемные силы или низводящиеся больше в силы физические). Учитывается принадлежность к язычным , губным, зубным и небным согласным.
Выполняя жест согласного, мы погружаем его в себя, вплоть до физических, органических процессов. Часто используется определенное, соответствующее звуку, движение ногами, которое может переходить в шаг и даже в прыжки.
Лечебная (терапевтическая) эвритмия в групповых занятиях
Что происходит, когда люди занимаются эвритмией? Возникает несколько аспектов, благоприятно влияющих на каждого участника, команду и общую атмосферу в ней.
Во-первых, эвритмия-это осознанное движение, которое пробуждает в человеке внутреннюю активность и укрепляет жизненные силы . Благодаря этому, растёт способность к присутствию в настоящем, осознанность и внимательность, что положительно влияет на любую последующую деятельность.
Во-вторых, благодаря совместным упражнениям, растёт социальная осознанность, внимание к тому, что происходит между людьми, понимание принципов взаимодействия, результат которого не только в выполнении задачи, но и в радости от поддержки и внимания друг к другу.
В- третьих, то, что рождается “между” людьми продолжает действовать после занятия, создавая атмосферу командности и активной включенности в деятельность.
Так как эвритмия – это всегда осознанное движение, когда в процесс вовлечено все существо человека – его мысли, чувства и воля, положительное воздействие её, не исчезает вскоре после занятия, оно входят внутрь и удерживается вплоть до физического ощущения.
«Начала лечебной эвритмии», М.Кирхнер-Бокхольт,
«Товарищество научных изданий КМК», Москва, 2010г., стр. 134-135
В лечебной эвритмии используются упражнения как одного звука, так и нескольких. Может выстраиваться определенная последовательность звуков или «звукоряд».
Список специальной литературы:
- «Лечебная эвритмия». Р. Штейнер,
«Товарищество научных изданий КМК», Москва, 2008 - «Начала лечебной эвритмии», М. Кирхнер-Бокхольт,
«Товарищество научных изданий КМК», Москва, 2010 - «Эвритмия в лечебной педагогике» Ю. Борт
«Товарищество научных изданий КМК», 2011 - «Материалы к физиологии лечебной эвритмии» Звук-жест-терапия.
Х.Б фон Лауэ, Э.Э фон Лауэ
«Товарищество научных изданий КМК», Москва, 2012 - «Из опыта работы в лечебной эвритии» Э.Бауман,
«Товарищество научных изданий КМК», Москва, 2013 - «Лечебная и гигиеническая эвритмия», сборник. Материалы и исследования.
«Товарищество научных изданий КМК», Москва, 2016 - «Курс лекций по лечебной педагогике» Р.Штейнер,
«Наири», 2015